| |
Александр ПоскотиновПривет всем!Я был в отпуске и попытался попробовать разные способы борьбы с горбами. Условия опытов такие. Двухлучевик С1-55, ГНЧ Г3-118, функциональный генератор на 561 серии. «Измерительный» микрофон – МКЭ-3 с усилителем на 157УД2, детали усилителя слеплены между собой термоклеем, все это дело обмотано скотчем, сверху фольгой от шоколадки и засунуто в стаканчик от «Ревита». Усилитель – неинвертирующий ИТУН на LM3886, с датчиком тока (ДТ) R=0,15 ом между динамиком и землей. Динамик 25ГД-26 в корпусе 22л, ЗЯ (фазик заткнут). Микрофон размещался в 10 см от диффузора динамика. Сначала померил Fs по максимуму Uвых в режиме ИТУН, получилось 63,4 гц. Резонанс определялся очень четко. Горб +14 дб относительно частоты 200 гц, на которой Uвых минимально. Uдт при этом было постоянно в диапазоне от 10 до 200 гц. Синусоида на ДТ чистая, без шума и фона. Попутно сравнил с Fs в режиме ИНУН. Перевел в ИНУН так – отцепил от инвертирующего входа провод с ДТ, и подал с резистивного делителя 560/39 ом, подключенного между выходом и землей. ДТ так и оставил последовательно с динамиком. Резонанс определялся по минимуму падения напряжения на ДТ. Uвых при этом было постоянно в диапазоне от 10 до 200 гц, дальше не залазил. Fs получилась 60 гц. Но сигнал на ДТ с какой-то рамазней, хотя синусоида на выходе усилителя чистая. Резонанс выражен не очень остро, возможна ошибка. Подобрал режекторный контур LC на частоту 63,4 гц. В режиме ИТУН подключил LC-режектор параллельно динамику, между выходом усилителя и ДТ. Последовательно с режектором резистор, подобрал его, чтобы выровнять АЧХ по сигналу с микрофона. Далее настроил режектор на гираторе на частоту 63,4 гц. Гиратор на одном ОУ по схеме С. Говядина, только не на 574-ой, а на 157УД2. Просто забыл, куда ноги считать от ключа, а справочника под рукой не оказалось :-). Подключил режектор на гираторе на вход ИТУН (режектор на LC, само собой, отключен :-)). Подобрал «лежачий» резистор, чтобы выровнять АЧХ по сигналу с микрофона. Усилитель в ИНУН (см. выше), отключил все режекторы, на вход однополярный меандр 1 гц. Диффузор скачет от среднего положения вперед и назад к среднему положению. Уровень – примерно на полмощности. Сигнал с микрофона такой – в момент фронта входного сигнала острый вертикальный выброс, спад этого выброса наклонный, после перехода через 0 вниз полуволна синусоиды, потом полуволна вверх. Уровни такие – первый острый выброс 7 (уе, вольт, клеточек, попугаев – не важно, уровнем на входе подобрал так, чтобы занимал весь видимый размер экрана), полуволна вниз 2,8, полуволна вверх 1, вниз 0,5, далее теряется в шумах. Переворачивал полярность динамика, диффузор стал скакать внутрь, картинка перевернулась, соотношения амплитуд выбросов остались те же. Усилитель в ИТУН. Картинка такая – тот же острый выброс с уровнем 7 пГ (попугаев), переходящий в медленно затухающую синусоиду с частотой 63,4 гц. Всего видно 10 периодов, пока не спрячется в шумах. Первая после выброса полуволна вниз 4,5, вверх 6, вниз 3, вверх 3,5, вниз 2,5, вверх 2, вниз 1,5, вверх 1, вниз 1,3, вверх 0,5 и далее в таком же темпе. Усилитель в ИТУН, подключен LC-режектор к динамику. Картинка – острый выброс вверх 6,5 пГ, чуть-чуть прибавил на входе, довел до 7, чтобы удобнее было сравнивать скорость затухания. В итоге получилось – пик вверх 7, полуволна вниз 3,2, вверх 1,8, далее слегка апериодично на уровне шумов. Дальше самое интересное. Усилитель в ИТУН, подключен гираторный режектор НА ВХОД. Картинка – пик 7, полуволна вниз 2, вверх 1, вниз 0,5, вверх 0,25, вниз 0,1, далее теряется в шумах. Напоминаю ИНУН рядом для сравнения: Картинка – пик 7, полуволна вниз 2,8, вверх 1, вниз 0,5, далее теряется в шумах. Во как! Глазам не сразу поверил, раз 10 повторил. Даже на слух явно – без режекторов звук, как бубен, подтыкаешь режектор, неважно какой, LC на выход или гираторный на вход, и звук превращается в сухие щелчки, хотя диффузор так же скачет, не снижая амплитуды. Если это не демпфирование, то я уж и не знаю… Попробовал еще режектор на мощном гираторе на LM3886 подключать, как и LC, к динамику. Резистор R5 (по нумерации С. Говядина) 4 ома, R1 - 100 ком, емкости по 6,8 мкф. Все настраивается, ведет себя как приличный высокодобротный контур. Но в схеме работать не стал - появляется возбуд основного ИТУН, причем при подключении гиратора как ко входу, так и к выходу. При подключении к выходу там еще заморочка - общий провод гиратора надо подключать к датчику тока, а не к общему проводу усилителя, но для этого надо для гиратора отдельный блок питания делать, причем для каждого, причем мощный. Но я выкрутился - подключил динамик через трансформатор 110/110 вольт, разделительный силовой, 0,5 квт. Первичка вместо динамика, между выходом усилителя и датчиком тока, а динамик ко вторичке, один из выводов вторички на общий провод. Кстати, введение транса никак не сказалось на поведении динамика на резонансе, все так же звенит, если без компенсации. Так вот, при подключении мощного гиратора параллельно динамику резонанс демпфируется, но появляется возбуд ИТУНа. Посмотрел осциллом на входе мощного гиратора - шум 20 мв. У маломощного шума не видно. Вчера подумал - опер в гираторе включен с единичным усилением, а я как схватил приготовленный для полосового усилителя радиатор с установленной на нем LM-кой и кондером частотной коррекции на Кус=26 дб, да так и собрал гиратор. Можно еще повозиться с мощными, а проблему с землями можно обойти так - ИТУН собрать по схеме из Титце и Шенка , ст.12.3.2, рис. 12.10 – ИТУН с заземленной нагрузкой на 2 ОУ, одним резистором настраивается Rвых=бесконечности. Первый ОУ можно маломощный, а второй мощный. И попутно благодаря Rвых=бесконечности, может быть еще сильнее проявятся достоинства ИТУН. В выходные попробую еще с разными динамиками, какие есть в наличии, 6ГД-2, 3ГД-38Е. Прослушивание с гираторными режекторами не проводил, так как был собран только один и на летучке с длинными проводами. Все же надо на печатке минимальных размеров и провода покороче – на вход ведь цеплять… Много слушал с LC-режекторами параллельно колонкам с пассивными фильтрами. Понимаю, что не лучший вариант, но пока не готовы полосовые усилители и кроссовер. Звучит приятно, никаких бубнений и горбов не слышно, и эквалайзер на нулях. С уважением, А.П. 1.12.03. На втором рисунке переходные характеристики при изобарическом включении от Александра Поскотинова. | |
На главную |